Вечером 22 марта несколько человек с автоматами ворвались в концертный зал «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске — они открыли стрельбу по посетителям, а потом подожгли здание. Очевидец сообщил «Би-би-си», что террористы бросали бутылки с зажигательной смесью. Через несколько часов СК возбудил дело о теракте.
Утром 23 марта глава ФСБ Александр Бортников доложил Путину о задержании 11 человек в связи с терактом. Восемь фигурантов дела уже арестованы.
24 марта Басманный районный суд Москвы санкционировал арест 32-летнего Далерджона Мирзоева, 30-летнего Саидакрами Муродали Рачабализоду, 25-летнего Шамсидина Фаридуни и 19-летнего Мухаммадсобира Файзова. Всех четверых сотрудники ФСБ привезли в суд со следами пыток.
25 марта суд отправил в СИЗО еще трех человек: бывшего владельца белого «Рено», на котором скрылись террористы, Диловара Исломова, а также его брата Аминчона и отца Исроила Исломова. Все трое сами приехали в полицию, когда увидели в новостях недавно проданную ими машину.
26 марта суд арестовал Алишера Касимова — мужчину, сдавшего квартиру одному из предполагаемых исполнителей теракта. «Он простой человек верящий, всем верит. Он всегда людям хотел помогать! Через "Авито" это выложил… Про парня этого ничего не знал! Я ему всегда говорила, русским сдавай…» — сказала после суда мать Касимова.
29 марта суд арестовал еще одного обвиняемого по делу о теракте в «Крокус Сити Холле» — Назримада Лутфуллои. Как и про арестованного 5 апреля Мухаммада Шарипзоду, про него нет деталей обвинения.
1 апреля был арестован Якубджони Юсуфзода, а 27 апреля — Джумохон Курбонов. Обоих обвиняют в том, что они переводили деньги террористам.
Еще несколько арестов провели за пределами Москвы: в Дагестане арестовали пятерых человек, обвинив их в участии в террористической организации (часть 2 статьи 205.5 УК), а двух из них также — в хранении оружия (часть 4 статьи 222 УК). 16 апреля в Твери арестовали хозяина жилья, в котором были прописаны фигуранты дела о теракте в «Крокусе».
До начала заседания следователь и прокурор обсуждали, что суд должен был пройти скрытно, но кто-то «карточку [дела] открыл [для публики]», после чего в суд пришли журналисты.
Обвиняемого по делу о теракте в «Крокусе» Мухаммадсобира Файзова — его следствие называет одним из исполнителей теракта 22 марта — привезли в суд на инвалидной коляске. У него безжизненно опущена голова, руки не двигаются.
При этом в «аквариуме» его пересадили из кресла на скамью. Не поднимая головы, он уверено называет свои анкетные данные судье Вахрамееву.
Следователь сразу просит «с учетом специфики преступления» вывести прессу из зала.
Переводчик долго объясняет Файзову, что это значит. «Нет возражений», — произносит наконец переводчик.
Журналистов выводят из зала в коридор.
Прокурор Лоев вышел из зала и сказал, что судья Вахрамеев удалился в совещательную комнату для принятия решения по мере пресечения для Мухаммадсобира Файзова.
Далее суд рассматривает ходатайство о продления ареста Далерджона Мирзоева — его следствие считает одним из исполнителей теракта 22 марта. Пропагандистка Маргарита Симоньян называла Мирзоева «главарем» напавших на «Крокус».
На первое заседание по мере пресечения в марте его привезли со следами пыток и с остатками пластикового пакета на шее.
Мирзоев называет свои анкетные данные. В некоторых случаях переводчик повышает голос, явно требуя быстрого ответа от Мирзоева. Тот испуганно отвечает вполголоса короткими репликами.
Когда судья Вахрамеев просил представиться, Мирзоев быстро ответил скороговоркой — полное имя и год рождения — как того требуют сотрудники ФСИН при конвоировании.
Следователь Быстров сразу просит вывести прессу, дословно повторяя свои доводы, сказанные на заседании Файзова.
Журналисты выходят из зала.
На улице у Басманного суда выстроилась очередь длиной больше 20 метров.
Судя по всему, это кандидаты на отбор присяжных к судье Елене Ленской, которая сегодня рассматривает дело о причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, в отношении Лобанова. Процедура должна начаться в 12:30 в том зале, где сейчас продлевают аресты по делу о теракте в «Крокус Сити Холле».
Судья Вахрамеев продлил арест Далерджону Мирзоеву до 22 августа, как того и просил следователь.
Фото: Медиазона
Сразу следом за Мирзоевым меру пресечения продлевают Саидакрами Муродали Рачабализоде. Это мужчина, которому при задержании отрезали ухо. Сейчас этот пост удален.
Ходатайство следователя о продлении снова рассматривает судья Вахрамеев.
Рачабализода сидит так, что его травмированное ухо не видно со стороны слушателей. Он свободно говорит с судьей по-русски.
Следователь Быстров повторяет заученную фразу и просит вывести прессу. «Объясните ему, он, наверное, просто [нас] не слушает», — бросает судья Вахрамеев переводчику.
Журналисты выходят из зала суда.
Фото: Медиазона
Судья Вахрамеев продлил арест Саидакрами Муродали Рачабализоде до 22 августа, как и остальным фигурантам дела сегодня.
Фото: Медиазона
В зал заводят Шамсидина Фаридуни — еще одного предполагаемого участника нападения на «Крокус Сити Холл». Один из конвойных полицейских специально попросил обвиняемого посмотреть в камеры.
25 марта связанные с силовиками телеграм-каналы опубликовали фото, на котором Фаридуни, как утверждается в публикациях, пытали током. На снимке у него штаны приспущены до колен, рядом виден прибор, от которого в область паха тянется провод. Второй человек на снимке наступает на задержанного ногой в армейском тактическом ботинке.
Расмотрение перенесли в другой зал — он заметно меньше, поэтому там смогли поместиться только пятеро журналистов.
Судья Вахрамеев продлил арест Шамсидину Фаридуни до 22 августа.
Фото: Медиазона
Заседания по продлению меры пресечения остальным фигурантам дела состоятся примерно через полтора часа.
«Гуляем до полтретьего!» — объявил пристав. Журналисты расходятся обедать.
Следующим продлевают меру пресечения сразу четверым фигурантам дела, которых задерживали и арестовывали отдельно друг от друга: Якубджони Юсуфзоде и Джумохону Курбонову, которых обвиняют в том, что они переводили деньги террористам, а также Мухаммаду Зоиру Шарипзоде и Назримаду Лутфуллои — про детали их обвинения пока ничего неизвестно.
Их одного за другим заводят в зал с заломанными руками, как и тех, кого следствие считает исполнителями теракта.
Судья Вахрамеев открывает последнее назначенное на сегодня заседание по делу о теракте в «Крокус Сити Холле».
Якубджони Юсуфзода, Джумохон Курбонов, Мухаммад Зоир Шарипзода и Назримад Лутфуллои стоят вместе в «аквариуме», хотя изначально на сайте суда была информация о четырех отдельных заседаниях. Все четверо понимают и говорят по-русски почти без подсказок переводчика.
Следователь Быстров снова просит вывести прессу из зала. Переводчик долго объясняет четверым обвиняемым, что это значит. Они переглядываются и отвечают через переводчика, что согласны.
Журналисты выходят.
Судья Вахрамеев продлил Якубджони Юсуфзоде, Джумохону Курбонову, Мухаммаду Зоиру Шарипзоде и Назримаду Лутфуллои арест до 22 августа.
Шарифзода что-то переспрашивает у переводчика. Они спорят. Но потом переводчик говорит, что обвиняемые все поняли.
Фото: Медиазона
Без вас «Медиазону» не спасти
«Медиазона» в тяжелом положении — мы так и не восстановили довоенный уровень пожертвований. Если мы не наберем хотя бы 5 000 ежемесячных подписчиков, нам придется и дальше сильно сокращаться. Сохранить «Медиазону» можете только вы, наши читатели.
Помочь Медиазоне