19 июня Московский городской суд начал рассматривать новое «экстремистское» дело против политика Алексея Навального, а также против бывшего технического директора ютуб-канала «Навальный LIVE» Даниэля Холодного.
Судя по карточке на сайте Мосгорсуда, против Навального возбуждено дело о призывах к экстремизму, создании НКО, посягающей на права граждан, финансировании экстремизма, создании экстремистского сообщества, вовлечении несовершеннолетних в совершение опасных действий и реабилитации нацизма. Даниэля Холодного обвиняют в участии в экстремистской деятельности и ее финансировании.
25 апреля Басманный районный суд Москвы ограничил Навального во времени ознакомления с материалами этого дела. На то, чтобы изучить 196 томов уголовного дела политику дали всего 10 дней.
Дело рассматривалось Мосгорсудом на выездных заседаниях в исправительной колонии №6 во Владимирской области. За несколько дней до первого заседания по делу пресс-служба суда сказала журналистам, что никого не допустят непосредственно в зал на территории исправительной колонии №6, где будет проходить процесс.
В прошлом году, когда рассматривалось уголовное дело о мошенничестве, у журналистов была возможность сдать всю электронную технику и пройти в сам зал заседания с ручкой и блокнотом. В этот раз такой опции не будет — журналисты смогут следить за происходящим только из зала для трансляции.
20 июля прокуратура запросила Алексею Навальному 20 лет колонии особого режима, а бывшему техническому директору ютуб-канала «Навальный LIVE» — 10 лет колонии общего режима. На следующий день Навального в очередной раз отправили в ШИЗО на 13 суток — до самого дня приговора.
За три часа до начала заседания в Коврове вопреки обычной практике пассажиров с поезда из Москвы не пропускают сразу в город, а заставляют проходить досмотр в здании вокзала. Раньше всегда открывали дополнительные ворота и выпускали прибывших.
На досмотр сразу выстроилась очередь 50 человек - каждого досматривала полиция, особое внимание уделяя операторам, у которых много съемочной техники.
На вокзале толпились несколько дополнительных нарядов сотрудников полиции, но как только были досмотрены пассажиры из Москвы, усиление пропало из виду.
За журналистами с камерами на отдалении ходят оперативники центра «Э» с характерными поясными сумками через плечо — по подсчетам корреспондента «Медиазоны», их человек 11.
Вместе с журналистами в сторону колонии движутся так же несколько человек, которые приехали просто поддержать Навального.
«Не думаю что меня пустят, но буду пробовать», — сказал «Медиазоне» один из них.
Около входа в колонию журналисты выстроились вереницей вдоль забора — единственной тени поблизости в 30-градусную жару.
Фото: Александра Астахова / Медиазона
Для ускорения досмотра в этот раз четыре, а не три стола, за которыми стоят сотрудники ФСИН. На столах поставили специальные контейнеры для запрещенных вещей.
Фото: Александра Астахова / Медиазона
Представитель пресс-службы Московского городского суда Полежаев рассказал «Медиазоне», что заявки на аккредитацию подали 46 изданий на 60 человек.
За неделю до приговора журналисты направили в Мосгорсуд письмо с просьбой обеспечить проход непосредственно в зал суда внутри колонии. Ответа на обращение так и не было. За час до приговора Полежаев из пресс-службы Мосгорсуда сказал, что вопрос на рассмотрении во ФСИН.
Никого из слушателей сотрудники ФСИН не пропустили внутрь — после проверки документов их вывели с территории колонии. Внутрь попали только аккредитованные журналисты.
Фото: Александра Астахова / Медиазона
Журналистов провели внутрь того же технического помещения колонии, в котором организовывали трансляцию в прошлый раз.
Никого из участников процесса в зале пока нет, Навального и Холодного пока не привели. В зале суда, как и раньше, демонстративно стоят шесть стульев как бы для слушателей, хотя никого ни разу не пустили внутрь.
Фото: Медиазона
На экране с трансляцией видно, что в зал вошел пристав, но он просто проходит мимо камеры. Следом в кадре появляется некий мужчина в гражданской одежде — кажется, он проверяет микрофоны на столах адвокатов.
На территорию колонии завели еще одну группу журналистов, которые позже подъехали к ИК-6. Для них открыли второй зал для трансляции — в первом зале уже нет мест и невозможно дышать, несмотря на открытые окна. Журналисты организовали передачу воды по цепочке от кулера.
Спустя 15 минут после назначенного времени оглашения приговора по залу только изредка ходят приставы. Никаких признаков подготовки к заседанию нет.
Один из слушателей, который приехал поддержать Алексея Навального, но не смог попасть на территорию колонии, встал в пикет.
В зал заводят Даниэля Холодного — он в наручниках прикован к полицейскому. Холодный ставит рюкзак на стул, занимает свое обычное место скраю стола защиты.
Молодого человека возят на каждое заседание из СИЗО при Владимирском централе (тюрьма №2).
Фото: Александра Астахова / Медиазона
В зал заходит Алексей Навальный — в тюремной одежде и без конвоя. Он подходит к столу защиты и пожимает руку Холодному.
Навальный начинает о чем-то разговаривать с Холодным, расслабленно закинув согнутую ногу на ногу. Звук трансляции пока не включен, только изображение.
Фото: Александра Астахова / Медиазона
Фото: Александра Астахова / Медиазона
В зал заходят адвокаты Алексея Навального и Даниэля Холодного: Ольга Михайлова, Вадим Кобзев, Александр Федулов и Светлана Давыдова.
Давыдова принесла полицейским воды, они с благодарностью берут.
Фото: Александра Астахова / Медиазона
Фото: Александра Астахова / Медиазона
В зал заходит судья Суворов и в трансляции включается звук. Но качество трансляции такое низкое, что нельзя разобрать ни слова, сказанного в зале заседания.
Судья Суворов начинает зачитывать присужденные сроки по каждой статье отдельно, но разобрать сказанное никто не может — звук низкого качества, к тому же трансляция постоянно падает.
Фото: Александра Астахова / Медиазона
Навального приговорили к 19 годам колонии особого режима — так услышал кто-то из прессы в зале для трансляции, хотя большинство журналистов не смогли ничего разобрать. Холодного отправили в колонию общего режима — срок никто из журналистов не смог услышать.
«Обнимемся!» — смеется, видимо, обращаясь к Холодному, Навальный перед тем, как трансляцию отключили.
Фото: Александра Астахова / Медиазона
Журналисты доподлинно не знают, какой приговор вынесли Даниэлю Холодному, и даже не уверены до сих пор, что правильно расслышали срок Алексея Навального.
Журналисты осадили сотрудников пресс-службы Мосгорсуда, которые точно так же не знают оглашенные сроки. Представитель пресс-службы Анастасия сказала журналистам, что точная информация будет опубликована в чате Мосгорсуда с журналистами, чтобы «у всех одновременно был равный доступ к информации».
Когда Мосгорсуд опубликует эту информацию, неизвестно.
Фото: Александра Астахова / Медиазона
Родители Алексея Навального рассказали «Медиазоне», что перед заседанием сотрудники колонии им пообещали провести их в зал к сыну, но в итоге только привели в отдельное от журналистов помещение.
Приговор сыну они слушали в отдельном помещении с такой же плохой трансляцией, как была у журналистов.
Фото: Александра Астахова / Медиазона
Адвокаты Алексея Навального подтвердили: Навального приговорили к 19 годам особого режима и 500 тысячам рублей штрафа, Даниэля Холодного — к 8 годам общего режима.
Навального освободили от ответственности по четырем эпизодам «экстремистского дела»:
— о реабилитации нацизма — часть 3 статьи 354.1 УК (наказание один год заключения);
— о вовлечении несовершеннолетних в совершение опасных действий — пункты «а», «б» и «в» части 2 статьи 151.2 УК (наказание два года заключения с запретом на три года пользоваться интернетом);
— о создании НКО, посягающей на права граждан — часть 2 статьи 239 УК (наказание два года заключения);
— о призывах к экстремизму — часть 1 статьи 280 УК (наказание три года заключения).
В итоге суд признал Навального виновным в финансировании экстремизма (часть 2 статьи 282.3 УК), создании экстремистского сообщества (часть 3 статьи 282.1 УК) и призывах к экстремизму (часть 2 статьи 280 УК). С учетом предыдущих приговоров оппозиционера приговорили к 19 годам колонии особого режима и штрафу в 500 тысяч рублей. Также ему назначили три года ограничения свободы и запретили в течение 10 лет писать в интернете. Исходя из этого, политик освободится из колонии в конце 2030-х годов.
Бывшего технического директора ютуб-канала «Навальный LIVE» Даниэля Холодного приговорили в совокупности к восьми годам колонии общего режима с запретом писать в интернете на четыре года.
Пресс-служба представительства Европейского союза выпустила пресс-релиз, в котором осудила политическое преследование Алексея Навального и призвала немедленно отпустить его на свободу «без выдвижения каких-либо условий».
«Европейский Союз вновь выражает глубокую обеспокоенность в связи с сообщениями о неоднократных случаях жестокого обращения руководства тюрьмы с Навальным, неоправданного и неправомерного применения к нему дисциплинарных мер, а также травли, по сути представляющей собой физические и психологические пытки», — говорится в пресс-релизе.
ЕС также напоминает руководству России об обязанности исполнять решения Европейского суда относительно Алексея Навального: «Европейский Союз вновь призывает Россию к исполнению обеспечительных мер, установленных решением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), предполагающих незамедлительное освобождение Навального из тюрьмы. Европейский Союз напоминает о том, что Россия все еще юридически обязана полностью выполнять решения ЕСПЧ, вынесенные в связи с нарушениями прав человека до 16 сентября 2022 г. — до дня, когда она вышла из Европейской конвенции по правам человека».
В телеграм-канале Алексея Навального опубликовали его комментарий о вынесенном сегодня приговоре:
— 19 лет колонии особого режима. Цифра не имеет значения. Я отлично понимаю, что, как и многие политзаключенные, сижу пожизненный срок. Где пожизненность измеряется сроком моей жизни или сроком жизни этого режима.
Цифра приговора не для меня. Она для вас. Вас, а не меня хотят испугать и лишить воли к сопротивлению. Вас вынуждают сдать без боя свою Россию банде предателей, воров и негодяев, захвативших власть. Путин не должен достичь своей цели. Не теряйте воли к сопротивлению.
Команда Навального опубликовала сообщение от Даниэля Холодного.
«Важно понимать: они осудили меня не за то, что я экстремист, ибо и дураку ясно, что не было никакого экстремизма, а чтобы вы, ужаснувшись моей судьбе, не вздумали бороться. Чтобы айтишник из России шел кодить ИИ для ФСИН и систему заявок в окопы для Госуслуг. Чтобы вы боялись. Но бояться нужно не тюрьмы, бояться нужно мрачного будущего нашей Родины. Бояться нужно, что однажды внуки спросят: "а где вы были, когда…?" А они спросят, не сомневайтесь. Боритесь! Не молчите! Не ради меня, не ради Чанышевой, не ради Останина, не ради Навального, Яшина или Кара-Мурзы, а, в первую очередь, ради себя и ваших детей. Россия будет свободной! Россия Будет нашей!», — говорится в сообщении.
Он также пишет, что суд «постановил конфисковать имущество и деньги» Холодного.
Представитель пресс-службы Мосгорсуда Вадим Полежаев отказался сообщить журналистам сроки Навального и Холодного, несмотря на недавние обещания пресс-службы.
«Дамы и господа, комментариев от представителя Гособвинения сегодня не будет. На сегодня скорее всего — все, ждать смысла нет. <…> Пока, на сегодняшний день у нас больше никаких комментариев нет», — написал Полежаев в чате с журналистами.
Адвокаты уже подтвердили прессе, что Алексея Навального приговорили к 19 годам особого режима, Даниэля Холодного — к 8 годам общего режима.
Без вас «Медиазону» не спасти
«Медиазона» в тяжелом положении — мы так и не восстановили довоенный уровень пожертвований. Если мы не наберем хотя бы 5 000 ежемесячных подписчиков, нам придется и дальше сильно сокращаться. Сохранить «Медиазону» можете только вы, наши читатели.
Помочь Медиазоне